Головна сторінка Сторінки історії Про нас Освітня діяльність Інформація до відкритого доступу Профорієнтаційний термінал Психологічна служба Бібліотека Центру Культура. Мистецтво. Спорт. Молодіжні громадські об'єднання Учнівський телецентр Відеопрезентації Книга пам'яті Новини Оголошення

 

Психологічна служба

Психологічна служба Корекційно-відновлювальна та розвивальна робота Організаційно-методична робота Діагностичний напрям роботи Консультативний напрям роботи Корисна інформація

Корисна інформація

Методика підготовки та проведення батьківських зборів

Батьківські збори це важливий педагогічний інструментарій у роботі класного керівника.

Враховуючи, що сім’я — відносно замкнутий інститут виховання, а виховний потенціал батьків різноманітний, дуже важливо використовувати різні, але обов’язково цікаві для батьків форми спілкування: вечори запитань-відповідей, батьківські студії, дискусії, "круглі столи", "дидактичні трибуни", "лабораторії невирішених питань" сімейного виховання, години спілкування з елементами тренінгу, консультації та т.п.

Приблизна структура батьківських зборів:

Збори повинні розпочатися в строго встановлений час. Батьки звикають до цієї вимоги та потім її підтримують. Максимальна тривалість — 1-1,5 год.

При проведенні батьківських зборів необхідно враховувати наступне:

В заключній частині зустрічі класний керівник або майстер повинен подякувати батькам та гостям за участь, спільну роботу. Повідомити приблизну дату наступних батьківських зборів та їх тему. Затримати на хвилиночку батьків тих учнів, у яких є проблеми у навчанні або поведінці, з метою виявлення причин та створення плану спільної діяльності. Після зборів рекомендується зустрітися з батьками, які були відсутні.

 

Общение с подростками разных стилей поведения.

Выделяют следующие типы подростков:

"Непостоянные"

Подростки, которые периодически меняют сферу своих интересов и увлечений, "непостоянные". Они, как правило, создают небольшие группы по 2-3 человека, практически всегда находятся в хорошем настроении, активные. Для них глубокие знания и твердые навыки не приоритет.

Неусидчивые, постоянно отвлекаются, недисциплинированные. Часто вступают в конфликты между собой, при этом не осознавая, что сами порой создают конфликтные ситуации. На критику и замечания реагируют очень бурно. В отношениях со старшими умеют держать дистанцию.

Новые люди, новая деятельность их быстро увлекают, но, как правило, увлекаясь новым, не доводят начатое дело до конца. В сложных ситуациях не теряются, предприимчивы, но склонны к переоценке своих способностей и возможностей. Плохо выполняют работу, которая требует аккуратности, кропотливости. Любят риск, способны к авантюрам, стремятся к самостоятельности и независимости. Про "непостоянных" подростков нельзя говорить, что они идеальные, хотя в их поведении нет ничего такого, что могло бы насторожить окружающих взрослых.

Общение с подростками из группы "непостоянных" лучше всего проводить под девизом: "учись у меня". Это означает, что воспитывающий взрослый должен являться примером привлекательных для подростка личных качеств и таким образом укреплять свой авторитет через конкретное дело.

В характере "непостоянных" нет выраженных негативных черт характера, и в этом смысле эти подростки являются благополучными, не вызывают особых трудностей в работе. Однако хорошее настроение и смена занятий являются ни чем иным, как своеобразной защитной маской, которая скрывает легко ранимые, неуверенные в себе натуры. "Непостоянные" творчески направленные личности, но им не хватает усидчивости, верности делу. Именно эти качества им необходимо демонстрировать и развивать у них.

Общение с такими подростками требует постоянного усовершенствования форм и методов проведения занятий, внесение необычных, интересных элементов. Они с удовольствием принимают участие в массовых мероприятиях, придумывают что-то новое для своих выступлений, доставляют удовольствие себе и создают комфортный климат для общения.

Во взаимоотношениях с окружающими сдержанные, спокойные, терпеливые, чего требуют от других. Если с ними грубо обращаются, унижают, оскорбляют, то они отказываются от взаимодействия или отвечают тем же. Не любят нравоучений и излишней обстоятельности со стороны воспитывающего. Любят ко всему подходить самостоятельно, чтобы доказать этим свое "я".

"Усердные"

Подростки, имеющие длительные, устойчивые интересы и увлечения, которые граничат с профессионализмом, "усердные". Они склонны к творчеству, в большинстве случав самостоятельные, иногда упертые.

"Усердные" хорошие собеседники, если есть интересная тема для общения. Во время открытых и сердечных разговоров способны к переживаниям. На их лице можно увидеть то слезы, то радостную улыбку.

Настроение у них очень изменчивое. От него и ситуации зависит все: самочувствие, аппетит, работоспособность и коммуникабельность. Они отличаются глубоким чувством привязанности к тем, от кого встречают любовь, внимание и заботу.

Эти привязанности сохраняются, несмотря на легкие и частые ссоры. В дружбе верные. Из таких подростков, как правило, состоит актив группы или кружка самодеятельности. Несмотря на чувствительность к разным знакам внимания, их нельзя обвинить в заносчивости и самомнении.

Отличаются самокритичностью. Желание общаться с ровесниками зависит от настроения: будучи в хорошем настроении — ищут компанию, а в плохом — избегают общения. При этом они легко ранимы.

"Усердных" отличают такие черты характера, как повышенная чувствительность, способность к глубоким переживаниям, а также педантичность. Для них характерно непостоянное настроение, которое выражается в желании то общаться, то быть в одиночестве. Тревожность для них не характерна.

Общение с подростками из группы "усердных" желательно строить под девизом: "с тобой происходит все хорошо". Педантичность у этих подростков сочетается с сильными переживаниями, хотя внешне они спокойны и молчаливы. Есть соблазн оставить их в покое, не замечать: ведь они не доставляют особых хлопот. Подобная тактика ошибочна — их внутренний мир сложен и раним, они требуют внимания, терпеливого и ровного отношения. От воспитывающего требуется умение отличать ошибки подростков от проступков. Если подростка данного типа ругать за ошибки и медлительность, то он придет к мысли о своей ущербности.

Следует учитывать, что "усердные" охотно включаются в интересную общественную деятельность, где надо максимально проявить себя, но им не следует мешать. Нельзя также ограничивать время, необходимое для выполнения ими какого-либо дела, в противном случае возрастет неуверенность в своих силах, снизится самооценка и как следствие — постигнет неудача.

Проблема одиночества "усердных" не волнует. Они любят оставаться наедине с собой, что позволяет им освобождаться от отрицательных эмоций, возникающих в общении с другими людьми.

Не "подстегивая" и не "подгоняя", в "усердном" легко воспитать трудолюбие, аккуратность, волю и выдержку. Перед "усердными" надо постоянно ставить перспективные, все более высокие, но достижимые цели. При наличии благоприятных условий, правильного подхода они могут достичь больших успехов в различных видах деятельности. Следует помнить, что они неравнодушны к похвалам: поощрения необходимы им для обретения уверенности в себе и установления доверия к воспитывающему.

"Зависимые"

Подростки, которые не имеют устойчивых интересов и увлечений и легко поддаются влиянию окружающих, — "зависимые". Как правило, они все делают под влиянием группы сверстников.

Они общительные, но не со всеми, а с теми сверстниками или взрослыми, которых давно знают. Любят спокойную и тихую обстановку. В творчестве стараются не проявлять себя в силу робости и застенчивости, но при этом работоспособны и старательны. В коллективе им, как правило, отводится роль "людей на подхвате".

Отличаются исполнительностью, но инициативы не проявляют. В общении чувствуется скованность, неуверенность в себе — закомплексованность. Больше всего их угнетает сознание собственной неспособности противостоять злу. Они часто вызывают раздражение сверстников, насмешку окружающих.

Бывает, что "зависимые" ищут утверждения не там, где могут раскрыться их способности. Привыкнув к одному коллективу и даже страдая от некоторых участников, крайне неохотно переходят в другой коллектив.

Представители данной группы склонны к занятиям искусством. Очень впечатлительны. Обладают чувством собственной неполноценности.

"Зависимые" имеют самую низкую степень психической и физической выносливости. Для них характерен очень высокий показатель переживаний по поводу случившихся конфликтов и неприятностей. Нередко их характеризуют как людей злопамятных, неспособных быстро прощать нанесенные им обиды. К этому следует добавить, что у "зависимых" высок показатель тревожности, свидетельствующий о частых и беспричинных переживаниях, чувства обеспокоенности, ощущения возможной беды.

Общение с подростками из группы "зависимых" целесообразно осуществлять под девизом: "к тебе готовы придти на помощь". Воспитывающий как бы дает понять, что он видит подростка, готов в любую минуту оказать поддержку словом и делом, но уверен, что подросток и сам справится с проблемами.

Представители этой группы впечатлительны, легко ранимы, замкнуты, стеснительны, неконтактны. На первый взгляд, общение с ними затруднено по причине закомплексованности. Трудно определить их настроение. В результате некоторой закрытости может возникнуть неадекватное отношение к ним как со стороны сверстников, так и со стороны воспитывающего. Ответная реакция подростков может включать подозрительность, боязнь взаимодействовать с теми, в ком видят потенциальных обидчиков. В таком случае "зависимые" стремятся к уединению, никогда не сделают первого шага к общению.

Зато они уверенно себя чувствуют, когда вокруг много людей, где, как им кажется, они могут быть незаметными. Получают удовлетворение от сознания сопричастности к чему-либо. Для плодотворных занятий им важно иметь заслуживающее их уважения, и даже почитание лицо из числа сверстников или взрослых. В общении с такими лицами "зависимые" подобострастны, поведение их напоминает желание угодить. Воспитывающему надо правильно воспринимать такое общение, исключить предположение о подхалимстве.

Доброе отношение к таким подросткам ограждает их от психических травм. В результате при положительном эмоциональном состоянии их деятельность достигает значительных результатов. Боязнь обид и упреков в случае неуспеха вызывает у подростков этой группы потребность добросовестно и эффективно работать. Они будут выполнять любые поручения воспитателя.

"Лидеры"

Подростки, увлечения и интересы которых становятся средством привлечения внимания к себе и утверждения среди сверстников, — "лидеры". Жажда самоутверждения столь велика, что "лидеры" предпочитают вступать в конфликт, чтобы вызвать в свой адрес негодование и злобу. Они не могут переносить равнодушие и безразличие к себе. Перспектива одиночества для них невыносима.

Они артистичны и эмоциональны, но любят приписывать себе еще и несуществующие достоинства. С целью привлечения к себе внимания готовы нарушить дисциплину, общепринятый порядок. Часто демонстрируют браваду. Умеют вводить в заблуждение доверчивых людей, придумывают болезни, объясняя этим прогулы или отсутствия на занятиях.

В коллективе сверстников всегда выступают с претензией на гениальность, на лидерство и исключительное положение в группе. Интуитивно чувствуют настроение в группе, назревающие в нем желания, события и могут становиться первыми их выразителями, зачинщиками.

Воодушевленные обращенным на них вниманием могут повести за собой других и даже проявить отвагу. Но оказываются вожаками "на час", ибо лишенные восхищенных зрителей, теряют свой задор. Легко предают друзей.

Их увлекает лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими. Для этого может служить и художественная самодеятельность (особенно те виды искусства, которые популярны среди сверстников) и коллекционирование (модных музыкальных записей, видеокассет, фотоснимков западных кинозвезд и пр.).

Самооценка "лидеров" необъективна, у них высокое самомнение. Со старшими не признают никакой дистанции, склонны к нарушениям дисциплины, к грубости, проявляют бестактность.

 

Прийоми регуляції організму

1. Сміх, посмішка, гумор.

2. Думки про добре, приємне.

3. Різноманітні рухи, наприклад потягування, послаблення м’язів.

4. Спостереження за тим, що відбувається за вікном.

5. Спостереження за квітами у приміщенні, розглядання фотографій, інших приємних або дорогих для людини речей.

6. Звернення у думках до вищих сил (Бога, Всесвіту, великої ідеї).

7. "Купання" (реальне або подумки) у променях сонця.

8. Вдихання свіжого повітря.

9. Читання віршів.

10.Висловлювання компліментів комусь просто так.

 

Поради для батьків

 

Поради для батьків